Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

МБОУ СОШ №80 г. Новосибирск

УУД "Сравнение"

 

УУД "Сравнение"

Сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы узнаем не иначе, как путем сравнения… Такое основное положение сравнения во всем процессе человеческого понимания указывает на то, что в дидактике сравнение должно быть основным приемом.

К.Д. Ушинский

Операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира называется сравнением.

ПРИЕМЫ СРАВНЕНИЯ

Противопоставление – уяснение отличительного в предметах и явлениях при выделении существенных признаков и свойств (различия).

Сопоставление – выделение существенных свойств, общих для ряда объектов (сходства).

Уровни сравнения

Частичное сравнение – установление только общего (сопоставление) или только отличительного (противопоставление).

Полное сравнение – установление общего и различного (сопоставление и противопоставление) в однородных объектах.

Комплексное сравнение – сопоставление и противопоставление различных объектов по разнородным основаниям.

ДЕЙСТВИЯ ПРИ СРАВНЕНИИ

1. Установление цели сравнения.

2. Выделение основания для сравнения.

3. Сопоставление (противопоставление) объектов по выбранным основаниям.

4. Формулировка вывода.

Микроумения, приобретенные вследствие навыка

универсального учебного действия сравнения:

1. Умение выделять главное.

2. Умение обобщать.

3. Умение рассуждать логически.

4. Умение наблюдать (развитие наблюдательности).

5. Умение делать выводы.

6. Умение правильно выразить понятие в слове (умение выражать мысли).

УУД сравнение способствует сознательному и прочному усвоению знаний, содействует абстрагированию признаков разбираемых понятий, подготавливает к самостоятельному обобщению знаний. Сравнение известного с новым, сравнение наблюдаемых явлений дает возможность провести ту или иную самостоятельную мыслительную работу. Новые знания включаются в систему уже имеющихся. Устанавливаются общие закономерности, в результате чего формируется представление о системе изучаемого предмета.

В результате сравнения нового знания с тем, что было пройдено раньше, происходит повторение, закрепление старого материала. При таком повторении старые знания рассматриваются под новым углом зрения, включаются в новую связь. Все это способствует углублению и упрочению знаний учащихся.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СРАВНЕНИЯ

1. Работы тех учащихся, которые умеют лишь рядоположенно описывать объекты, не сопоставляя их.

2. Работы тех, у кого есть описание по системе признаков (сначала изложены мысли об одном объекте в целом, потом о другом и т.д.).

3. Работы с неполными сравнениями, когда ученики указывают либо сходство, либо отличие, но не по всем необходимым признакам, которые у них носят зачастую лишь внешний, несущественный характер.

4. Работы с полными сравнениями, когда учащиеся проводят их по системе существенных признаков отличия и сходства с указанием цели и вывода.

5. Работы в которых учащиеся переносят умение сравнивать с данного учебного предмета на другие, когда сравнение становится обобщенным приемом умственной деятельности. Данный уровень – высший, - обеспечивающий возможность широкого переноса умений и навыков в нестандартные учебно-познавательные ситуации и на внеучебную деятельность.

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"