Пояснительная записка
Актуальность создания воспитательной системы
В настоящее время в литературе по методике воспитательной работы всё чаще на первое место выходит идея использования системного подхода к воспитательной деятельности. Личность ребёнка как целостная интегральная система должна развиваться в целостном интегрированном педагогическом процессе. В новой социальной ситуации необходимо по – новому строить и воспитательную работу с учащимися.
Идеальная модель – это воспитательная система школы, в которой используется системный подход к воспитанию на уровне структурных подразделений учреждения. Т.о., построение воспитательной системы в классном коллективе является не только желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью.
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного коллектива, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности в коллективе.
Цель воспитательной системы класса: формирование гражданской позиции школьника, создание условий для развития интеллектуальной, высокодуховной и физически здоровой личности, способной к творческому созиданию.
Достижению поставленной цели служит решение следующих задач:
1. Воспитание гражданско-патриотических чувств;
2. Организация интеллектуально-познавательной деятельности, формирование эмоционально-положительного отношения к учебе и повышения рейтинга знаний, основ здорового образа жизни;
3. Стабилизация показателей уровня воспитанности учащихся, не допустить снижения показателей: «отношения к учению», «долг и ответственность», «дисциплинированность»;
4. Активизация деятельности органов ученического самоуправления через развитие у учащихся умения самостоятельно планировать, анализировать и оценивать результаты своей деятельности.
Осуществляя работу в данной воспитательной системе пользуюсь следующими принципами (В.А. Бухвалов).
- Принцип взаимосвязи образования с практикой. Сдержание обучения и воспитания- тексты и задания для учащихся, изучаемые закономерности и теории должны максимально подготовить учащихся к практической деятельности реальной жизни.
- Принцип доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Возрастные изменения, переживаемые детьми, здоровье, требуют профессионального подбора форм и методов организации жизнедеятельности классного общества и личности в нем.
- Принцип рационального сочетания требовательности и уважения к ученику.
- Знания учащихся своих обязанностей, изложенных в требованиях учителя, не означает их выполнения. И уважительных отношений здесь недостаточно. Нужна систематическая работа на уроках и в неурочных занятиях по воспитанию нравственных качеств и, прежде всего, выполнению взятых обязательств.
- Принцип успешности. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу. Любой педагог заинтересован в том, чтобы развивать у детей лучшие качества. Поэтому должен быть не только организатором, но и советчиком совместной деятельности.
В своей воспитательной работе я использую компоненты воспитательной системы Е.Н. Степанова:
- индивидуально-групповой компонент;
- ценностно-ориентационный;
- функционально-деятельный;
- пространственно-временной;
- диагностико -результативный.
Анализируя воспитательную работу в 7 «А» классе, а также исходя из результативности воспитательной работы в 5, 6, классах в данном коллективе, следует отметить, что в воспитательной деятельности классного руководителя и классного коллектива присутствуют все 5 компонентов воспитательной системы.
Индивидуально – групповой компонент.
Этот компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, развитии и управлении воспитательной системы класса. Главную роль здесь играет классный руководитель, который отвечает за результативность воспитательного процесса в классе. Учащиеся класса являются полноправными субъектами жизнедеятельности данного классного сообщества. Планирование КТД в классе, участие в классном самоуправлении происходит с учётом желаний и возможностей каждого ребёнка. Не остаются в стороне от классных дел и родители. Они принимают активное участие в жизни класса, помогают в организации и проведении экскурсий («Старина Томск», «Вечерний Новосибирск», «Блистательный Санкт-Петербург» и т.д.), КТД («Рыцарский турнир», «Театральный Фестиваль», «А ну-ка девушки» и т.д.), участвуют в спортивных соревнованиях («Папа, мама, я - спортивная семья», «Зарница-2008»), их личный пример, родительское слово имеют большую значимость в формировании личности сына или дочери.
Ценностно–ориентационный компонент.
Направлен на решение следующих задач:
1. Воспитание гражданско – патриотических чувств через участие в школьный и районной «зарницах» (заняли 1 и 4 место соответственно), в конкурсе «Смотра песни и строя», посвященному дню Победы (1место в школе), путешествия по уголкам нашей прекрасной Родины (в июне 2007 года посетили Санкт-Петербург, в ноябре – Томск ,а в марте 2008 побывали в Кунгуре, посетив одно из чудес России, посмотрели на чудо России – ледяные пещеры).
2. Организация интеллектуально – познавательной деятельности, формирование эмоционально – положительного отношения к учёбе и повышение рейтинга знаний осуществлялось в процессе участия класса в предметных декадах, выпусках тематических газет, в интеллектуальных играх проекта «Золотой ключик». МИГ (малая инициативная группа) «Знание» контролировал выполнение домашних заданий, состояние учебных дел в классе. В результате в классе по итогам года нет ни одного неуспевающего (успеваемость – 100%), сохранилось качество знаний на уровне прошлого годом (78 %), класс является самым сильным на параллели;
3. Стабилизация показателей уровня воспитанности учащихся, не допустить снижения показателей: «отношение к учению», «долг и ответственность», «дисциплинированность». Усилия, направленные на реализацию этой задачи, были оправданы. На рабочих линейках в течение года в адрес учащихся не было сделано ни одного замечания по поводу нарушения правил поведения, класс соответствует уровню воспитанности и дисциплинированности. В классе нет детей, состоящих на внутришкольном контроле, на учёте в ПДН, КДН.
4.Активизация деятельности органов ученического самоуправления через развитие у учащихся умения самостоятельно планировать, анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Ученическое самоуправление класса в течение ряда лет осуществляется через МИГи (малые инициативные группы), что является наиболее приемлемой формой, т.к. предполагает добровольное объединение учащихся в малые инициативные группы по интересам: МИГ «Гонг», МИГ «Знание», МИГ «Спорт», МИГ «Труд», Миг «Интерес». Каждая группа занимается планированием и организацией КТД по различным направлениям.
Итоги анкетирования учащихся в 2007– 2008 учебном году по методике М.И.Рыжкова «Определение уровня развития классного коллектива» показали, что по основным параметрам, а именно: «организованность классного коллектива», «ответственность за общественные дела», «ответственность за свои дела» показатели определены как высокие, в общем уровень развития классного коллектива определён как средний, что вполне соответствует реальной действительности.
Функционально – деятельный компонент.
1. Системообразующий вид деятельности и методы организации совместной деятельности и общения классного сообщества и классного руководителя.
В данном классе основным видом совместной деятельности являются экскурсии, поездки и КТД. В течение двух лет в основе внеклассной деятельности лежит изучение Советского района и города Новосибирска, памятников природы и архитектуры, а также знаменитых уголков нашей Родины. Конкурс мини – сочинений, уроки общения, конкурсы рисунков, КТД, экскурсии по родному городу и стране. Итогом нашей совместной работы стал устный журнал с демонстрацией собранных материалов (см. летопись класса) и оформленных газет, а также разработки классных часов.
2. Систематизация воспитательной деятельности по направлениям, формирование годового круга традиционных дел в классе.
На протяжении двух лет воспитательная работа в классе ведётся по следующим направлениям:
1) организационная работа с ученическим коллективом:
- решение вопросов по организации дежурства в классе;
- организация ОПТ (общественно полезного труда);
- питания;
- обеспечение учебниками;
- НОТ (научная организация труда) и т.д.;
2) создание атмосферы познавательного комфорта, формирование культа знаний:
- участие в предметных декадах;
- интеллектуальные игры проекта «Золотой ключик»;
- в международных конкурсах «Кенгуру», «Золотое руно», всероссийском конкурсе «Русский медвежонок», городском конкурсе «Лукоморье», школьных интеллектуально-творческих конкурсах;
- в школьной научно-практической конференции, выпуск предметных газет;
- МИГ «Знание» по итогам четверти устанавливает результативность рейтинга знаний, что способствует осознанию значимости каждым учащимся своих результатов учебного труда;
3) Аналитико–диагностическая деятельность всегда интересна своими результатами, т.к. раскрывает каждого ученика с неожиданной стороны. Оказывается, что 15 учащихся из 25 учатся, потому, что «надо» учиться, у 8 – пониженная мотивация, а «любит» учится лишь один ученик. Учёбой в данном классе дорожат 23 ученика и не желают переходить в другой класс. Опросник для учащихся «Мой любимый предмет» показал, что на первом месте – алгебра (ведет классный руководитель), на втором – труд и физическая культура, ну а на третьем - физика (Приложении 1). Отношение к школе в основном положительное, атмосфера в классе дружественная, толерантная. Наибольшим авторитетом у ребят пользуется Грачев Иван, в числе «звёзд» –Шкуратова Дарья, Жильцова Лиза, Шумская Полина, Цуверкалов Максим. В числе «популярных» – Девятиярова Анна, Журавлева Таня, Агатицкий Павел, Харитонова Виолетта, Кучменко Лена, Жарова Ульяна – это ребята, которые являются инициаторами и организаторами классных творческих дел. Аутсайдеров в классе нет.
4) В классе сложился годовой круг традиционных дел, он совпадает с годовым кругом традиционных дел школы. Это творческие периоды:
- «Праздник осени»;
- «Посвящение в пятиклассники, старшеклассники»;
- «Театральный фестиваль»;
- «Декада защитников отечества»;
- «Праздник мам»;
- «День семьи и школы»;
- «Декада Родины»;
- «Слет отличников и хорошистов»;
- «Неделя ПДД».
В них ребята принимают активное участие с высокой результативностью. Актуальны традиционные классные дела по созданию имиджа класса:
- поездки и экскурсии;
- ролевые игры;
- тренинги;
- классные «посиделки»;
- создание уюта в кабинете.
3. Воспитательная система класса не может быть закрытой. Учащиеся классного коллектива принимают активное участие в совместных делах с представителями других классов. В параллели с 7»В» и «Б» классами проходят совместные интеллектуальные игры, спортивные соревнования. С 8 «Г» (бывшим 7 «Г») мы не раз вместе путешествовали, в этом учебном году уже ездили в Транс-форс, на познавательный урок «Блистательный Санкт-Петербург». Эти взаимоотношения строятся на основе здорового духа соперничества, а также способствуют формированию межличностных отношений с ребятами других классов (наличие друзей среди старших и младших ребят), общению в системе дополнительного образования (спортивные секции, музыкальная школа и т.д.)
Успех своей работы вижу в грамотном педагогическом обеспечении. Ведь роль классного руководителя, как определяет Колесникова И.А., роль «старшего товарища», который помогает ребятам включится в различные виды деятельности, берёт на себя часть заботы и помогает в организации и проведении совместных творческих дел.
Пространственно – временной компонент.
Он складывается из:
1.Эмоционально – психологической;
2.Духовно – нравственной;
3.Предметно – материальной среды.
1. Эмоционально – психологическая среда обеспечивается отношениями между одноклассниками, которые можно оценить как спокойные, доброжелательные, бесконфликтные, строящиеся на взаимоуважении и доверии (не зря ребята дорожат учёбой именно в этом классе). Класс с высоким уровнем комфортности в школьной жизни, что указывает на уравновешенные отношения со всеми педагогами, работающими в классе.
2. Духовно – нравственная среда обеспечивается также взаимоотношениями в семье. В этом плане класс оценивается как социально – благополучный, т.к. в классе нет детей из кризисных, неблагополучных семей.
3. Основным «местом жительства» 7»А» класса является кабинет математики. В нём происходят главные события классной жизни, специально создаются или стихийно возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности ребёнка и формировании детского коллектива. Отсюда очевидна важность заботы классного руководителя, учащихся класса об уютной, комфортной обстановке в «родном» кабинете. Озеленение, чистота и порядок, оформление классного уголка – всё это делается и поддерживается на высоком уровне всеми членами классного сообщества. В 2007году в конкурсе смотра кабинетов Советского района наш кабинет занял 2 место.
Диагностико – результативный компонент
включает в себя:
1. Критерии эффективности воспитательной системы.
Несмотря на то, что в педагогической науке ещё существует проблема исследования эффективности учебно–воспитательной работы, тем не менее, мерилом эффективности функционирования воспитательной системы признают следующие критерии:
- уровень нравственного развития ребят;
- уровень здоровья учеников;
- воспитанность учащихся;
- защищенность и комфортность;
- удовлетворённость детей и родителей жизнедеятельностью в классе;
- уровень сформированности классного коллектива.
Аналитико–диагностическая деятельность в классе проводится совместно с психологом школы Горошко Е.Н. С её помощью и при её консультациях были проведены различные методики, которые позволили оценить все перечисленные критерии определения эффективности воспитательной системы класса:
- - общий уровень воспитанности класса – 4,2 балла при максимуме 5 баллов, 6 человек обладают высоким уровнем воспитанности, 15 – хорошим, 4 – средним. Уровень воспитанности позволяет отслеживать личностное развитие каждого ребёнка в классе, а привлечение ученика к самооценке (по всем параметрам он оценивает себя сам) побуждает его к саморазвитию и самовоспитанию.
- - тестирование родителей показало, что они удовлетворены жизнедеятельностью детей в классе, их дети чувствуют себя комфортно в урочной и внеурочной деятельности. Сами родители постоянно не только в курсе учебных дел своего ребёнка, но и в курсе общественной жизни класса, т.к. помогают её активно организовывать.
2. Используемые методики для проведения диагностики воспитательной работы в классе:
- М.И.Шилова «Изучение воспитанности учащихся»;
- О.И. Мотков, Н.В. Сергеева « Сфера интересов»;
- «Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью»;
- «Занятость учащихся во внеурочное время»;
- Тест-опросник на общение в классе и групповую сплоченность;
- « Наши отношения» (Приложение 1).
Анализируя результаты воспитательной работы в данном классе за прошедшие два года, можно отметить, что первый этап- проектирование был характерен для пятого класса, когда в воспитательной работе преобладала деятельность по изучению потребностей, интересов и других личностных характеристик членов классного сообщества, закладывались основы традиций класса, определялись перспективы жизнедеятельности классного коллектива. На втором этапе – становления, особое внимание уделялось укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы». В настоящее время воспитательная система класса переходит на этап стабильного функционирования. Жизнь классного коллектива строится на основе традиций, которые сохраняются и поддерживаются всеми членами классного сообщества.
Самыми значительными итогами воспитательной работы в классе стали:
- четвертое место в районной гражданско-патриотической игре «Зарница 2008»;
- общее второе место по итогам школьной «Декады наук»;
- второе место в Советском районе, в смотре-конкурсе кабинет математики.
Дальнейшую деятельность по функционированию воспитательной системы в классе вижу в русле с целью школы: « создание условий для воспитания творческой развитой социально ориентированной, здоровой личности, способной к самореализации, управлению, сохранению и укреплению своего здоровья, склонной к овладению различными профессиями, с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем».
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
«ПАРАД ПЛАНЕТ»
Моя программа называется «Парад планет». Оно не случайно. С точки зрения астрономии видимым парадом планет называется планетная конфигурация, когда пять ярких планет Солнечной системы в своем движении по небосводу подходят друг у другу на близкое расстояние и становятся видны в одно и тоже время в небольшом секторе неба. Так и в данной системе планеты – классы выстраиваются в одну цепочку , взаимосвязанную между собой. На это название еще повлияла сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», который путешествовал по планетам в целях самопознания. Поэтому эпиграфом к данной работе будет цитата из этого произведения.
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
5 класс «Планета друзей»
«Это очень печально, когда забывают друзей.
Не у всякого есть друг».
Цель: адаптация пятиклассников к новым формам и методам работы в среднем звене.
Задачи:
- создание благоприятного психологического климата в классе;
- Формирование классного коллектива как залога успешности личности ребенка;
- Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
6 класс «Планета здоровья»
«Встал поутру, умылся, привел себя в порядок-
и сразу же приведи в порядок свою планету»
Цель: Содействовать формированию у учащихся здорового образа жизни и интереса к занятиям физкультуры и спортом.
Задачи:
- привлечь максимальное количество учеников и их родителей к занятиям физической культуры для сохранения здоровья и улучшения работоспособности;
- пропагандировать в школьном сообществе здоровый образ жизни.
7 класс «Планета семья»
«Как трудно жить одному»
Цель: создание эффективного воспитательного поля, единой социальной среды через сотрудничество с семьей, участие в мероприятиях приуроченных к президентской программе «Год семьи».
Задачи:
- активизация родительской деятельности в учебно-воспитательном процессе;
- создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопонимания.
8 класс «Планета толерантности»
«Растение, а боится сквозняков…очень странно…-
Какой трудный характер у этого цветка».
Цель: способность формированию терпимости к чужим мнениям и верованиям.
Задачи:
- расширение представлений о человеке: роль «другого» в жизни человека, правила общения;
- знакомство с принципами, определяющими отношения к людям в мировых религиях;
- формирование отношения к этикету как к норме жизни.
9 класс «Планета Я».
«Самое главное- то, чего не увидишь глазами…»
Цель: Направить усилия учащихся на саморазвитие ( осмысленное самопознание, самоопределение и самооценка)
Задачи:
- научить человека учиться самостоятельно расширять пределы собственных знаний, умений, опыта;
- помочь растущему человеку определять свои реальные и потенциальные возможности и реализовать собственные потенции.
Направления работы.
Программа работы с классом включает в себя пять направлений:
1. «Учение»
Цель: создание условий для получения детьми качественного образования, развитие их эрудиции, умений и навыков в учебной деятельности.
Задачи:
- выявление и развитие индивидуальных способностей учащихся;
- формирование потребности в самообразовании;
- развитие самостоятельного и критического мышления, готовность к самореализации.
Формы реализации:
- предметные олимпиады;
- участие в международных конкурсах «Кенгуру», «Золотое руно», всероссийском конкурсе «Русский медвежонок», городском конкурсе «Лукоморье»;
- научно-практические конференции;
- интеллектуальные игры проекта «Золотой ключик».
2.«Образ жизни»
Цель: обучение детей умению общаться, корректировке своих взаимоотношений с одноклассниками, работе в команде, умению руководить при организации различных мероприятий.
Задачи:
- выявление и развитие коммуникативных и творческих способностей;
- предоставление школьникам возможности самореализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами через досуговую и самоуправленческую деятельность.
Формы реализации:
- внеклассная работа по предмету;
- ролевые игры;
- совместные вечера отдыха, экскурсии, походы (внутри классного сообщества и на параллели);
- ктд;
- Встречи с интересными людьми.
3.«Ценности»
Цель: воспитание гражданской позиции, формирование ценностных ориентиров личности.
Задачи:
- дальнейшее развитие этической культуры;
- воспитание патриотических, гражданских, нравственных качеств;
- формирование гуманистических отношений к людям и природе.
Формы реализации:
- путешествия по уголкам нашей Родины;
- активное участие в работе школьного музея;
- экскурсии по памятным местам города Новосибирска;
- классные часы, беседы;
- встречи с ветеранами ВОВ и локальных войн.
4.«Здоровье»
Цель: сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся, обучение их осознанию вести здоровый образ жизни, заниматься физическим самосовершенствованием.
Задачи:
- формирование стремления к здоровому образу жизни;
- осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей.
Формы реализации:
- общешкольные и районные спортивно-оздоровительные мероприятия («Зарница», «Турслет»);
- организация походов, экскурсий, прогулок;
- участие в спортивных секциях, кружках;
- классные часы, беседы;
- выпуск стенгазет, листков здоровья.
5.«Самопознание»
Цель: формирование самопознания, становление активной жизненной позиции школьников, развитие их потребности в самопознании, самосовершенствовании, самореализации.
Задачи:
- выявление, коррекция и развитие личностных качеств;
- познание и формирование каждым ребенком своего «Я», изучение мотивов своих поступков;
- развитие умения понимать и принимать себя и других для выстраивания конструктивной линии поведения.
Формы реализации:
- создание креативных проектов: сказки наоборот, стихотворения и рисунки;
- диагностика;
- участие в театральных постановках;
- конкурсы, выставки, концерты;
- беседы, диспуты, ролевые игры.
Самоуправление в классе.
Работа классного самоуправления ведется в рамках пяти МИГов (Малых инициативных групп).
МИГ «Знание». Предназначен для развития познавательных интересов учащихся, творческого подхода и активной позиции в образовательном процессе.
Функции:
- организует и планирует совместно с классным руководителем познавательные дела;
- помогает педагогам в подготовке и проведении олимпиад, интеллектуальных игр, предметных недель;
- ведет контроль и составляет рейтинг успеваемости;
- ведет учет пропусков уроков;
- организует помощь в учебе нуждающимся учащимся;
МИГ «Спорт». Предназначен для формирования у учащихся здорового образа жизни, приобщения к спорту и физической культуре, развития уважения к себе, своему здоровью, здоровью окружающих.
Функции:
- планирует, организует и проводит классные спортивные мероприятия;
- помогает в подготовке и проведении школьных спортивных соревнований, праздников, Дней здоровья; отвечает за комплектование команд;
- ведет учет и пропаганду спортивных достижений учащихся класса;
- совместно с классным руководителем проводит беседы и классные часы о пропаганде здорового образа жизни;
МИГ «Интерес». Предназначен для приобщения учащихся к эстетическому восприятию окружающего мира, к общечеловеческим культурным и нравственным ценностям; для координации действий при проведении классных и школьных мероприятий..
Функции:
- планирует, организует и проводит классные досуговые мероприятия;
- ведет подготовительную работу и отвечает за участие класса в школьных мероприятиях;
- организует посещение выставок, музеев, театров, экскурсии, поездок;
- организует поздравления с днем рождения;
- проводит совместно с классным руководителем классные часы о культуре, гуманизме, патриотизме, нравственном воспитании;
- организует акции гуманитарной помощи детскому дому, малообеспеченным семьям.
МИГ «Труд». Предназначен для формирования трудовой дисциплины учащихся и их правовой культуры.
Функции:
- отвечает за дежурство по школе, классу;
- организует и проводит генеральные уборки в классе;
- следит за соблюдением правил поведения учащихся на уроках, переменах, во время проведения классных и школьных мероприятий;
- участвует в разрешении коллективных споров среди учащихся, следит за соблюдением Устава школы, законов класса;
- организует участие в школьных проектах и акциях;
- совместно с классным руководителем проводит классные часы и беседы по трудовому воспитанию и правовым вопросам.
МИГ «Гонг». Предназначен для обеспечения гласности в жизни класса, сообщения информации о проводимых мероприятиях и участия в них учащихся класса.
Функции:
- выпускает газеты к праздникам, различные плакаты, листовки;
- готовит фотогазету об увлечениях, поездках класса;
- отвечает за оформление газет к предметным олимпиадам;
- ведет летопись класса;
- обеспечивает наличие на мероприятиях фотоаппарата и отвечает за печатание фотографий;
- предоставляет возможность каждому учащемуся из класса высказывать точку зрения по различным вопросам.
Распределение обязанностей в 8 «А» классе.
Староста класса – Чубченко Вера.
МИГ «Знание» МИГ «Спорт»
Лут Лиза Османов Коля
Карманова Оля Коваль Кирилл
Жарова Ульяна Балахнин Сергей
Криволапова Наташа Моисеенко Антон
Баша Лена Пухов Рома
Чубченко Вера Грачев Иван
МИГ «Труд» МИГ «Интерес»
Агатицкий Паша Чернакова Юля
Литвиненко Андрей Шумская Полина
Калачин Илья Жильцова Лиза
Лореш Денис Шкуратова Даша
Цуверкалов Максим Харитонова Виолетта
МИГ « Гонг»
Журавлева Таня
Кучменко Лена
Девятиярова Аня
Мелькова Аня
Горячева Ира
Перечень дел, систематически проводимых с классом в течение года:
- Текущая организационная и контролирующая работа.
- Участие в общешкольных мероприятиях (по общему плану).
- Экскурсии (ежемесячно).
- Походы (осень, весна).
- Тематический классный час (1 раз в месяц).
- Организационный классный час (1 раз в неделю).
- Традиционные мероприятия класса: «День именинника», «Веселые старты», «Мой любимый кабинет».
- Текущие акции, собрания, выставки, конкурсы.
- Дни открытых дверей, дни здоровья, труда.
- Индивидуальная и групповая работа с учащимися и родителями.
Текущая работа в классе за неделю:
- Классный час (четверг).
- Проверка дневников, учет успеваемости (пятница).
- Дежурство по классу (ежедневно).
- Уход за цветами (вторник, пятница).
- Учет посещаемости (ежедневно).
- Учет опозданий (ежедневно в течение дня).
- Состояние внешнего вида (ежедневно).
- Дежурство по школе (четверг).
- Обновление классного уголка (понедельник).
Тематические классные часы:
- Семья – маленькое государство.
- Почему нужно уважать старость.
- День народного единства и согласия.
- День конституции.
- Что нам дал год семьи.
- История воинской славы российского народа.
- Трудности в учении.
- Проблемы компьютерной зависимости.
- Великая Отечественная война: слава воинам интернационалистам.
Темы родительских собраний на 2008-2009 учебный год:
1-сентябрь. Как помочь ребенку стать уверенным.
2- ноябрь. Детские правонарушения.
3- февраль. Диагностика и результаты -детская агрессивность.
4- апрель. Организация семейного отдыха с пользой для ребенка.
План – сетка воспитательной работы в 9 «А» классе
2008-2009 учебный год.
Сентябрь
Целевая
программа |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
Учение
|
День знаний.
Кл.час «Семья-
маленькое
государство» |
Информация о факультативах и кружках |
Текущий контроль успеваемости |
Анализ успеваемости за сентябрь |
Ценности
|
Беседа «Права и
обязанности
учеников школы №80» |
|
Экскурсия в Транс-форс «Блистательный Санкт-Петербург |
|
Образ жизни
|
|
Тренировочная эвакуация, кл.час по ТБ и ПДД |
Составление карты занятости учащихся во внеурочное время |
Кл.час «Выборы в классе» |
Здоровье
|
Заполнение листа здоровья совместно с мед.работником |
|
Кл.час «Антитабачная викторина» |
|
Самопознание
|
|
Поход в парк |
Методика «наши отношения» |
Родительское собрание №1 «Как помочь ребенку стать уверенным» |
Октябрь
Целевая
программа |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
Учение
|
Профилактика пропусков |
Беседы с отстающими |
Участие в школьных предметных олимпиадах |
Кл.час «Анализ успеваемости за 1 четверть» |
Ценности
|
Кл.час «Почему нужно уважать старость» |
|
|
Подготовка к единому городскому родительскому собранию |
Образ жизни
|
Празднование дня учителя |
Индивидуальные беседы с трудными детьми и их родителями |
Кл.час по профилактике ПДД, подготовка к празднику осени |
Праздник осени |
Здоровье
|
Генеральная уборка кабинета |
Кл.час «Хочешь быть здоровым – будь им» |
|
Подготовка кабинета к зиме |
Самопознание
|
|
Участие в интеллектуальной игре |
|
Тест-опросник на общение в классе и групповую сплоченность |
Ноябрь
Целевая
программа |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
Учение
|
Каникулы |
Контроль занятости детей во внеурочное время |
Участие в районных олимпиадах, всероссийских конкурсах «Русский медвежонок», «КИТ» |
Профилактика пропусков без уважительной причины |
Ценности
|
Каникулы |
Кл.час «День народного единства и согласия» |
Кл.час-беседа с инспектором по делам несовершеннолетних «Правонарушения» |
|
Образ жизни
|
Поездка в кинотеатр |
Участие в интеллектуальной игре по проекту «Золотой ключик» |
Подготовка к театральному фестивалю |
Кл.час «Наркотики» |
Здоровье
|
Каникулы |
|
Генеральная уборка кабинета |
Беседа «Осторожно гололед» |
Самопознание
|
Каникулы |
|
Родительское собрание №2 «Детские правонарушения» |
Методика изучения удовлетвор-ти учащихся школьной жизнью |
Декабрь
Целевая
программа |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
Учение
|
|
Участие во всероссийском конкурсе «Английский бульдог» |
Участие в районных олимпиадах, предметная зачетная неделя |
Кл.час «Итоги успеваемости за 1 полугодие», повторение правил ТБ и ПДД |
Ценности
|
Кл.час –беседа «Проявляй милосердие» |
Кл.час «День конституции» |
Акция по сбору новогодних подарков для детского дома |
|
Образ жизни
|
Индивидуальные беседы с учащимися и их родителями |
Участие в интеллектуальной игре по проекту «Золотой ключик» |
Театральный фестиваль |
Новогодняя дискотека |
Здоровье
|
Катание на коньках лыжах |
|
|
Генеральная уборка кабинета |
Самопознание
|
|
Рейтинг предметов |
|
Родительское собрание №3 «Итоги 1 полугодия, перспектива» |
Январь
Целевая
программа |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
Учение
|
Каникулы |
Подготовка к научно- практической конференции |
|
Декада наук: научно- практическая конференция, интеллектуальный марафон ит.д. |
Ценности
|
Каникулы |
Кл.час «Что нам дал год семьи» |
Интеллектуальная игра «История и достопримечат-ти Новосибирска» |
|
Образ жизни
|
Каникулы |
|
Анализ работы за первое полугодие |
Кл.час по ПДД «Предписывающие дорожные знаки» |
Здоровье
|
Катание на коньках лыжах |
Выпуск газеты «Наши увлечения» |
|
Генеральная уборка кабинета |
Самопознание
|
Каникулы |
|
Кл.час «Мотивы моего поведения и способы его регулирования» |
|
Февраль
Целевая
программа |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
Учение
|
Участие в Декаде наук |
Текущий контроль успеваемости |
|
Индивидуальные беседы о снижении успеваемости |
Ценности
|
|
Акция «Подарок воину» |
Кл.час «История воинской славы» |
|
Образ жизни
|
Подготовка к праздникам: Дню святого Валентина, Дню защитника Отечества |
Конкурс: «Наши мальчишки», участие в школьных мероприятиях посвященных праздникам |
|
Кл.час по ПДД «Предписывающие знаки» |
Здоровье
|
Кл.час: «Здоровое питание или ты то, что ты ешь» |
|
Катание на коньках лыжах |
Генеральная уборка кабинета |
Самопознание
|
Диагностика агрессивности |
|
Родительское собрание №4 «Диагностика и результаты детской агрессивности» |
|
Март
Целевая
программа |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
Учение
|
Текущий контроль успеваемости |
Кл.час «Трудности в учении» |
Кл.час «Анализ успеваемости и пропусков» |
каникулы |
Ценности
|
|
Поздравления с 8 Марта |
День школы |
Путешествие по « Золотому кольцу» |
Образ жизни
|
Конкурс «Наши девочки», участие в школьных мероприятиях, посвященных 8 Марта |
|
Весенняя дискотека, классный часпо ПДД «Информационно указательные знаки» |
каникулы |
Здоровье
|
Катание на коньках лыжах |
|
Генеральная уборка кабинета |
каникулы |
Самопознание
|
|
Уровень личностной тревожности |
|
каникулы |
Апрель
Целевая
программа |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
Учение
|
|
Текущий контроль успеваемости |
|
Индивидуальные беседы о снижении успеваемости |
Ценности
|
Кл.час «День космонавтики» |
|
Подготовка к Дню Победы |
|
Образ жизни
|
Экскурсия в Транс-Форс «Небесные тела» |
|
Кл.час «Проблемы компьютерной зависимости» |
Беседа о ТБ и ПДД |
Здоровье
|
|
Беседа о вкусной ,но нездоровой пищи |
|
Генеральная уборка кабинета |
Самопознание
|
|
Кл.час «Уровень воспитанности класса. Ценностные ориентиры» |
Родительское собрание № 5 «Организация семейного отдыха с пользой для ребенка» |
|
Май
Целевая
программа |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
Учение
|
Текущий контроль успеваемости |
|
|
Кл.час «Итоги успеваемости за 7 класс» |
Ценности
|
Поздравление ветеранов ВОВ Советского района |
Кл.час «Великая Отечественная война: слава воинам интернационалистам», участие в школьных мероприятиях посвященных Дню Победы |
|
|
Образ жизни
|
Кл.час по ПДД «Знаки сервиса» |
|
Анализ работы МИГов, оформление летописи класса |
|
Здоровье
|
Поход в парк |
Беседа о правилах поведения на воде |
|
Генеральная уборка кабинета |
Самопознание
|
|
|
Кл.час «Мой личностный портрет» (итоги диагностики за год) |
|
Важнейшим показателем работы классного руководителя, считаю занятость учащихся во внеурочное время, где наблюдается позитивная динамика.
|
5 класс |
6 класс |
7 класс
|
Спортивные, туристические секции |
13 |
16 |
21 |
Художественно-эстетические школы, кружки |
4 |
8 |
8 |
Военно-патриотические клубы |
0 |
2 |
2 |
Предметные кружки, факультативы |
12 |
16 |
20 |
Результаты учебных достижений класса
|
2006-07 (5 класс) 25 человек |
% |
2007-08 (6 класс) 25 человек |
% |
Успеваемость
|
25
|
100% |
25 |
100% |
«Отличники»
|
3 |
12 |
2
|
8 |
«Ударники»
|
19 |
75
|
17 |
70 |
Средний балл
|
4,3 |
|
4,1 |
|
10 заповедей родителям
1.Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2.Не думай, что ребенок принадлежит тебе, он не твоя собственность.
3.Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь. Ты дал ему жизнь, как он может благодарить тебя: он даст жизнь другому, тот – третьему.
4.Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
5.Не относись к его проблемам свысока: тяжесть в жизни дана каждому по силам, и будь уверен, что его тяжесть не меньше, чем твоя. А может и больше, потому что у него нет привычки.
6.Не унижай ребенка никогда!
7.Не мучь себя, если не сможешь что-то сделать для своего ребенка.
8.Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
9.Не обманывай ребенка ни в чем!
10.Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
Я в идеале 
Литература
Бухтинова Н.С. Концепция воспитательной системы класса// Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 37-41.
Колпачкова М.В. Памятка для составления плана воспитательной работы в классе// Классный руководитель. – 2005. - № 8. – С. 16-18.
Ряжских А.А., Кардаполова Е.Е. Воспитательная система класса// НМЖ заместителя директора школы. – 2007. - № 4. – С.4–7.
Степанов Е.Н. 4-я лекция «Воспитательная система класса»// Классный руководитель. – 2006. - № 4. – C. 5–19.
Степанов П. Критерии и показатели определения школы как воспитательной системы// Воспитательная работа в школе. – 2007. - № 4. – C. 13–19.
Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации). – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 160 с.
Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Воспитательная система школы: сущность, содер-жание, управление – М.: ЦГЛ, 2003. – 200с.
Распределение обязанностей в 9 «А» классе.
Староста класса – Чубченко Вера.
МИГ «Знание» МИГ «Спорт»
Лут Лиза Османов Коля
Карманова Оля Коваль Кирилл
Жарова Ульяна Балахнин Сергей
Криволапова Наташа Моисеенко Антон
Баша Лена Пухов Рома
Чубченко Вера Грачев Иван
МИГ «Труд» МИГ «Интерес»
Агатицкий Паша Чернакова Юля
Литвиненко Андрей Шумская Полина
Калачин Илья Жильцова Лиза
Лореш Денис Шкуратова Даша
Цуверкалов Максим Харитонова Виолетта
МИГ « Гонг»
Журавлева Таня
Кучменко Лена
Девятиярова Аня
Мелькова Аня
Горячева Ира
План – сетка воспитательной работы в 9 «а» классе
2010-2011 учебный год.
Сентябрь
Целевая
программа |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
Учение
|
День знаний.
Экскурсия на теплоходе по Оби |
Информация о факультативах и кружках |
Текущий контроль успеваемости |
Анализ успеваемости за сентябрь |
Ценности
|
Беседа о внешнем виде |
Заполнение классного журнала.
Кл.час «Права ребенка».
|
Кл.час «Выборы актива класса».
Участие в акции «Подготовка к школе».
Кл.час «1000 Ярославля»
Общешкольное родительское собрание. |
Подготовка и участие в КВН, посвященный дню учителя.
Заседание актива класса. |
Образ жизни
|
Месячник ПДД- районная акция « Внимание дети», беседы. |
Учебно -тренировочная эвакуация, кл.час по ТБ и ПДД |
Составление карты занятости учащихся во внеурочное время |
Оформление классного уголка.
Участие в конкурсах: самый умный, активный класс. |
Здоровье
|
Заполнение листа здоровья совместно с мед.работником |
Подготовка к турслету и зарнице. |
День здоровья |
Беседа по ПДД |
Самопознание
|
Cоставление соц. паспорта класса |
Зарница-2010, в парке «У моря Обского»
Районный турслет. |
Родительское собрание №1 «Выпускной класс» |
|
октябрь
Целевая
программа |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
Учение
|
Профилактика пропусков |
Беседы с отстающими |
Участие в школьных предметных олимпиадах |
Кл.час «Анализ успеваемости за 1 четверть».
|
Ценности
|
Декада пожилых людей |
Декада пожилых людей. Открытка для дедушки.. |
Проверка дневников |
Мероприятия по плану работы музея.
|
Образ жизни
|
Празднование дня учителя |
Индивидуальные беседы с трудными детьми и их родителями |
Кл.час по профилактике ПДД, подготовка к празднику осени. |
Праздник осени, дискотека.
Участие в конкурсах: самый умный, активный класс. |
Здоровье
|
Генеральная уборка кабинета |
Кл.час «Здоровое питание» |
|
Подготовка кабинета к зиме |
Самопознание
|
Беседы индивидуальные о переходе в 10 класс |
Участие в интеллектуальной игре |
Родительское собрание №2 «Учет успеваемости за 1 четверть» |
Анкетирование учащихся: «Взросление» |
Ноябрь
Целевая
программа |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
Учение
|
Каникулы |
Контроль занятости детей во внеурочное время, операция «контакт», работа с трудными детьми |
Участие в районных олимпиадах, всероссийских конкурсах «Русский медвежонок», «КИТ» |
Профилактика пропусков без уважительной причины .
|
Ценности
|
Каникулы |
Кл.час «День народного единства и согласия» |
День матери, беседа. |
|
Образ жизни
|
Поездка в кинотеатр |
Участие в интеллектуальной игре по проекту «Золотой ключик» |
Районный фестиваль вожатых. |
Конкурс «Минута Славы»
Участие в конкурсах: самый умный, активный класс. |
Здоровье
|
Каникулы |
Участие в конкурсе разработок внеклассных мероприятий по программе «Здоровье детям» |
Генеральная уборка кабинета |
Беседа «Осторожно гололед» |
Самопознание
|
Каникулы |
|
Кл.час «Как изучить свои способности»
Тестирование |
|
Декабрь
Целевая
программа |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
Учение
|
Изучение предварительной успеваемости за первое полугодие |
Участие во всероссийском конкурсе «Английский бульдог» |
Участие в районных олимпиадах, предметная зачетная неделя |
Кл.час «Итоги успеваемости за 1 полугодие», повторение правил ТБ и ПДД |
Ценности
|
Кл.час –беседа «День защиты детей» |
Кл.час «День конституции» |
Акция по сбору новогодних подарков для детского дома |
|
Образ жизни
|
Индивидуальные беседы с учащимися и их родителями |
Участие в интеллектуальной игре по проекту «Золотой ключик» |
Выпуск газет к Новому году |
Новогодняя дискотека, поездка в Чкаловец.
Участие в конкурсах: самый умный, активный класс. |
Здоровье
|
Катание на коньках лыжах |
Районные спортивные мероприятия. |
День здоровья. Конкурс « Самый спортивный класс» |
Генеральная уборка кабинета |
Самопознание
|
Собеседование с родителями «трудных детей» |
Круглый стол «Человек и его права- высшая ценность демократического государства» |
Кл. час «Год учителя» |
Родительское собрание №3 «Экзамены не за горами…» |
Январь
Целевая
программа |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
Учение
|
Каникулы |
Подготовка к научно- практической конференции |
Составление проектов, презентаций к НПК |
Декада наук: научно- практическая конференция, интеллектуальный марафон ит.д. |
Ценности
|
Каникулы |
|
|
Рейтинг успеваемости учащихся за месяц. |
Образ жизни
|
Каникулы |
Кл.час : «Исторические корни русского человека» просмотр фильма |
Анализ работы за первое полугодие |
Кл.час по ПДД «Профилактика травматизма» |
Здоровье
|
Катание на коньках лыжах |
|
|
Генеральная уборка кабинета |
Самопознание
|
Каникулы |
|
Кл.час «Найди себя, прежде чем искать что-нибудь другое»
Профоринтация. |
|
Февраль
Целевая
программа |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
Учение
|
Участие в Декаде наук |
Текущий контроль успеваемости |
|
Индивидуальные беседы о снижении успеваемости |
Ценности
|
|
Экскурсия в музей боевой славы. История сибирского военного округа |
|
Рейтинг успеваемости учащихся за месяц. |
Образ жизни
|
Подготовка к праздникам: Дню святого Валентина, Дню защитника Отечества |
Конкурс: «Наши мальчишки», участие в школьных мероприятиях посвященных праздникам |
Подготовка проектов, презентаций к 23 февраля |
Викторина «Знаешь ли ты ПДД |
Здоровье
|
Кл.час: «Острый слух» |
|
Катание на коньках лыжах |
Генеральная уборка кабинета |
Самопознание
|
|
|
Кл.час «Как стать счастливым человеком» |
|
Март
Целевая
программа |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
Учение
|
Текущий контроль успеваемости |
Кл.час «Трудности в учении» |
Кл.час «Анализ успеваемости и пропусков» |
каникулы |
Ценности
|
Подготовка к празднованию 8 марта, выпуск газет |
Поздравления с 8 Марта |
День школы |
Экскурсия по театральному закулисью оперного театра |
Образ жизни
|
Конкурс «Наши девочки», участие в школьных мероприятиях, посвященных 8 Марта |
|
Весенняя дискотека, классный час по ПДД и ТБ на каникулах |
каникулы |
Здоровье
|
Катание на коньках лыжах |
|
Генеральная уборка кабинета |
каникулы |
Самопознание
|
|
Уровень личностной тревожности |
Рейтинг успеваемости учащихся за месяц. |
каникулы |
Апрель
Целевая
программа |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
Учение
|
|
Текущий контроль успеваемости |
Рейтинг успеваемости учащихся за месяц. |
Индивидуальные беседы о снижении успеваемости |
Ценности
|
Кл.час «День космонавтики» |
Просмотр фильма о войне |
Подготовка к Дню Победы, посещения ветеранов |
Кл.час «Это нужно не мертвым, это нужно живым», проекты, презентации |
Образ жизни
|
Экскурсия в Транс-Форс «Небесные тела» |
Дискуссия, обмен мнениями |
|
Беседа о ТБ и ПДД |
Здоровье
|
|
|
|
Генеральная уборка кабинета |
Самопознание
|
|
Анкетирование: «Что ты узнал о войне?» |
|
|
Май
Целевая
программа |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
Учение
|
Текущий контроль успеваемости |
|
|
Кл.час «Итоги успеваемости за 8 класс» |
Ценности
|
Поздравление ветеранов ВОВ Советского района |
Участие в школьных мероприятиях посвященных Дню Победы |
|
Рейтинг успеваемости учащихся за год |
Образ жизни
|
Кл.час « 65 лет со дня победы» |
|
Анализ работы МИГов, оформление летописи класса |
|
Здоровье
|
Посещение мемориала Алеши, митинг. |
Беседа о правилах поведения на воде |
|
Генеральная уборка кабинета |
Самопознание
|
|
|
Кл.час «Мой личностный портрет» (итоги диагностики за год) |
Итоговое родительское собрание « Мы уже почти в 9 классе» |
|