«Утверждено» «Согласовано»
Начальник лагеря дневного пребывания Директор МБОУ школы №80
на базе МБОУ СОШ №80
Попкова Н.А. Быкова И.Н.
«___» ____________2012 года «___» ____________2012 года
Программа
летнего лагеря с дневным пребыванием детей
МБОУ СОШ №80
"Калейдоскоп"
Пояснительная записка:
Лето для детей – это разрядка, накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя. У каждого ребенка свои планы на лето. И, конечно, же придут дети и в лагерь дневного пребывания. Наш летний лагерь с дневным пребыванием является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой, - пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка.
Девиз лагеря: «Калейдоскоп открытий, познаний, творений»
Калейдоскоп — это источник вдохновения. Когда смотришь в него - видишь бесконечно складывающиеся узоры, понимаешь, что мир безграничен, как безгранична человеческая фантазия. Калейдоскоп — это генератор положительного поля. Он способен создать настроение, разогнать тоску, улучшить самочувствие. 15 минут рассматривания картинок калейдоскопа сравнимы с 5 минутами здорового смеха. А наша задача – помочь детям успешно самореализоваться и хорошенько отдохнуть!
Цель программы – создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга детей во время летних каникул, развития их творческого и интеллектуального потенциала, индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи:
-организовать отдых, оздоровление и занятость детей и подростков;
-развить творческие способности воспитанников;
-формировать у школьников навыки и культуру общения;
-привить навыки здорового образа жизни;
-расширить кругозор.
Сроки реализации: программа реализуется в период летних каникул.
Основные формы реализации программы
Летний лагерь с дневным пребыванием детей - педагогическая система, способствующая развитию ребенка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни.
В основу реализации программы заложены разнообразные формы и методы.
Формы и методы работы:
1.Игровые программы.
2.Познавательно – развлекательные мероприятия.
3.Экологические туры.
4.Спортивные турниры.
5.Викторины
6.Шоу – конкурсы.
7.Праздники.
8.Экскурсии.
9.Тематические дни.
Место проведения: МБОУ СОШ №80
Участники:
Участниками образовательно-оздоровительного процесса в лагере с дневным пребыванием являются учащиеся школы (1-5 классы), будущие первоклассники, педагогические и медицинские работники.
Кадровое обеспечение:
Программа реализуется коллективом педагогов школы имеющих 1, 2 и высшую квалификационную категорию.
Памятка для педагогов
УВАЖАЕМЫЙ ПЕДАГОГ!
Приступая к работе, помните, что основная цель деятельности нашего лагеря — это создание благоприятных условий для отдыха, оздоровления и развития индивидуальности каждого ребенка в ситуации выбора видов деятельности. Для ребенка должны быть обеспечены следующие условия и гарантии:
· защита жизни и здоровья;
· ощущение себя нужным и любимым;
· возможность достижения успеха и признание этого успеха значимыми для ребенка людьми;
· расширяющееся поле выбора и инициативы;
· сотрудничество со взрослыми в реальном переустройстве мира и переживании этих преобразований.
Планируя свою деятельность, соблюдайте следующие принципы:
· обеспечение безопасности всех мероприятий,
· учет личностных и возрастных особенностей,
· моделирование и создание ситуации успеха при общении с детьми,
· распределение работы по часам и минутам, четкое осознание педагогами, что именно и как именно они должны делать в течение дня.
Рекомендации по организации режимных моментов:
Приём детей. Встречайте детей с улыбкой, с лёгкими прикосновениями и добрыми пожеланиями.
Зарядка. Поддержите в ребятах интерес к ней своим личным примером. Занимайтесь зарядкой вместе с детьми, убеждая в её необходимости.
Во время завтрака следует обратить внимание на то, что дети должны прийти в столовую вместе и одновременно.
С 10.30 часов начинается работа всех важных структур лагеря. Начинают работу кружки. Начинаются лагерные либо отрядные мероприятия. На спортивные мероприятия и игры дети обязаны приходить в спортивной обуви и по возможности в спортивном костюме. На играх должен присутствовать педагог отряда.
Обед. Воспитатель проверяет готовность столов, при необходимости помогает их накрыть, штучные продукты выдаёт сам и присутствует в столовой в течение всего приёма пищи. Посуду дети убирают за собой самостоятельно.
Час тишины предназначен для отдыха детей. Ребята могут, находясь в своих комнатах, читать, рисовать в тихой, спокойной обстановке.
По окончании дня – «огонёк». Это один из важных элементов дня. Это то последнее, с чем дети уйдут с общего сбора отряда, то последнее, с чего воспитатель поймёт, как «был прожит ещё один день».
Когда педагог попрощается с детьми, необходимо провести анализ дня, подвести итоги и учитывая свои замечания и предложения, спланировать следующий день.
Психологи рекомендуют
1. Начинайте день с позитивным настроем. Улыбайтесь.
2. Здоровайтесь со всеми. Хотите иметь здоровье — желайте его другим.
3. Помните: грубость вредит всему, даже справедливому и разумному, доброжелательность все скрашивает.
4. Ваш внешний вид — ваша визитная карточка, одежда — часть рабочей среды, она может многое сказать о нашей личности.
5. Перестаньте думать о благодарности или неблагодарности и постарайтесь испытывать радость, делая доброе дело.
6. Стремитесь к творчеству, продуктивной деятельности, раскрытию своих способностей.
7. Не накапливайте проблемы, дабы они не вылились в конфликт.
8. Избегайте шаблона. Ни при каких обстоятельствах не суетитесь, постарайтесь найти конструктивное решение.
9. Соблюдение правил внутреннего распорядка поможет вам избежать проблем с администрацией:
- Отлучаться с работы только с разрешения начальника.
- Не опаздывать.
- Откликаться на просьбы о помощи в работе.
- Конфликты регулировать в коллективе самостоятельно, в крайнем случае — с помощью администрации.
10. Участвовать в обсуждении проблем, высказывая собственное мнение, а когда принято общее решение, исполнять его.
11. На работе находиться в хорошем настроении: негативные эмоции мешают работе.
12. Не заниматься личными проблемами в рабочее время.
Функции педагога отряда:
1. Взаимодействует с родителями, координирует свою деятельность с другими педагогами и членами коллектива.
2. Организует соуправление в детском коллективе.
3. Создает условия для социально-психологической адаптации ребенка в условиях временного коллектива.
4. Организует выполнение режима дня, оказывает помощь в организации досуга, в получении дополнительного образования, вовлекая в различные объединения по интересам.
5. Планирует и организует жизнедеятельность детей, создает условия для развития личности ребенка и его самореализации.
6. Организует, с учетом возрастных особенностей, работу по самообслуживанию, участие в общественно полезном труде.
7. Изучает индивидуальные особенности ребенка, его способности, интересы, склонности.
8. Обеспечивает сохранение и укрепление здоровья детей, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому здоровью, отвечает за жизнь и здоровье детей.
Памятка педагогу по работе с родителями
Отправляя своего ребенка в лагерь, каждый родитель хотел бы быть спокойным за сохранность здоровья своего ребенка, быть уверенным за эмоциональный комфорт в душе ребенка. В период лагерной смены ответственными за жизнь ребенка становятся воспитатели.
Родители имеют право:
· ознакомиться с условиями жизни ребенка в лагере;
· с требованиями, предъявляемыми к ребенку;
· с содержанием воспитательных программ;
· защищать законные права и интересы ребенка в случае получения от него негативной информации;
· вносить предложения по совершенствованию деятельности лагеря;
· давать индивидуальные рекомендации по работе с ребенком.
Общение педагога с родителями детей начинается с первого дня пребывания ребёнка в лагере. При первой встрече с родителями, в процессе беседы необходимо в тактичной и мягкой форме спросить у родителей о возможных трудностях, с которыми их ребенок может столкнуться в лагере. Необходимо также поинтересоваться об увлечениях и хобби ребенка. При возникновении конфликтных ситуаций необходимо в первую очередь сохранять спокойствие. Родители бывают разные, и их претензии по отношению к вам могут быть зачастую необоснованны, а вызваны чрезмерными опасениями, насколько хорошо их ребенку в лагере, уделяют ли ему должное внимание. Зачастую «конфликтный» родитель сам нуждается во внимании, в том, чтобы его выслушали; после этого большинство претензий к вам, как к педагогу, отпадают сами собой.
Если случился конфликт
В конфликте на первый план выступает эмоциональная сторона (эмоции гнева, обида, раздражение и др.). От умения вовремя осознать свое состояние в момент конфликта зависит успешность разрешения конфликтной ситуации.
Чаще всего истинные причины конфликта не осознаются (это может быть внутреннее неприятие другого человека, стремление самоутвердиться и др.). Осознание скрытых причин конфликта также способствует его разрешению.
В крайних случаях в лагере для разрешения конфликтных ситуаций необходимо обратиться к администрации (начальнику лагеря, зам. начальника лагеря), а при сложной ситуации можно обратиться и к психологу.
Предполагаемые результаты
В процессе коллективного общения, проведенный совместных творческих дел, соревнуясь и играя, дети приобретут новые навыки коллективной деятельности, проявят внимание и интерес друг к другу, обретут новые формы взаимодействия, взаимовыручки, взаимоуважения, укрепят свое здоровье, закаляться, наберутся новых сил, знаний для начала очередного учебного года.
Основное содержание программы:
Лагерь работает по определенным направлениям, но общими для всех отрядов стали тематические дни:
Год космонавтики
День независимости России;
Всемирный День защиты окружающей среды;
День ПДД;
День здоровья;
День творчества, город Мастеров.
Этапы программы:
1. Подготовительный (март - май):
- Подбор кадров;
- Проведение теоретических и практических занятий с вожатыми;
- Проведение семинара;
- Подготовка методических материалов;
- Подготовка материально-технической базы.
2. Организационный этап:
- Формирование отрядов;
- Знакомство с режимом работы лагеря и его правилами;
- Оформление уголков отрядов.
3. Основной этап ( 18 дней смены):
- Досуговые мероприятия;
- Методическая работа с воспитателями, с вожатыми.
- Анализ проведения мероприятий ( собеседования, анкеты)
4. Заключительный этап :
- Закрытие смены;
- Обобщение итогов деятельности;
- Сбор отчетного материала;
- Выпуск фотодневника лагеря.